Дополнительное образование - это золотой ключик, позволяющий ребёнку открыть двери в ещё неизведанный, интересный, яркий мир.
Дополнительное образование в школе является эффективным инструментом выявления природных способностей ребенка, формирования его личности и профессионального самоопределения школьника.
Система дополнительного образования необходима для усиления мотивации детей к познанию и творчеству, дает возможность учащимся быть гармонично развитыми личностями, создает условия для самореализации. В традиции нашей школы – создать ребенку «социальную ситуацию развития», среду общения, поле деятельности, которое невозможно заменить даже интересным уроком.
Дополнительное образование детей сегодня рассматривается как неотъемлемая часть общего образования и предполагает свободный выбор ребёнком сфер и видов деятельности, направленных на развитие его способностей, интересов, которые ведут к социально – культурной самореализации, саморазвитию, самовоспитанию. Роль таких занятий необычайно высока в общем процессе воспитания и образования школьников.
В то же время дополнительное образование это особое дополнительное пространство, реализующее собственные силы, приоритеты, задачи.
Целью дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества.
Основными задачами дополнительного образования являются:
изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей;
определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, особенностей социокультурного окружения школы;
формирование условий для создания единого образовательного пространства;
расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;
создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возраста;
создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;
обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.
Система дополнительного образования в нашей школе имеет разветвленную структуру и включает следующие направленности:
Большинство детей ходит в школу и получает там основное образование, но для полноценного развития и воспитания ребёнка этого мало. Дополнительное образование детей – очень важное звено в воспитании многогранной личности, её развития и ранней профессиональной ориентации. Поэтому родители обращают внимание на увлечения детей и стараются определить их в кружок или секцию. Но при этом возникает множество проблем: со свободным временем, с желаниями ребёнка и с выбором хорошей организации
Для чего ребёнку кружки и секции?
В каждом человеке скрыто очень много возможностей, которые желательно как можно раньше обнаружить и реализовать. Взрослым в этом плане намного легче, чем детям. Дети зачастую не знают, чего они хотят, поэтому обнаружить какие-то возможности и таланты можно только на практике и с помощью родителей.
Развитие и воспитание – вот что даёт дополнительное образование ребёнку. Без лишних нравоучений и навязываний в обществе единомышленников ребёнок усваивает многие жизненные принципы и социали
Как правильно определиться с дополнительным образованием и не пожалеть об этом?
Пожалуй, главная ошибка родителей при выборе дополнительного образования ребёнка – это навязывание своих интересов. Например, отец хочет, чтобы сын стал боксёром, и начинает подталкивать своего сына к такому решению. Иногда, конечно, это действительно работает, но чаще это выход для родителей, которые пытаются сделать ребёнка тем человеком, каким они не смогли стать в детстве.
Детей условно можно разделить на три типа: те, кто изначально знает, что им нравится; те, которые хотели бы чем-то заниматься, но не могут сделать выбор без посторонней помощи и те, кто вообще не хочет ничем заниматься.
С первыми всё понятно: у них уже есть какие-то интересы, и родителям остаётся лишь обеспечить им реализацию этих интересов, подобрав подходящее учреждение.
Второму типу детей нужна помощь в выборе. Определить направление довольно просто. Стоит обратить внимание на то, как проводит досуг ребёнок. Любит рисовать – художественная школа, поёт – музыкальная, любит воображать и кривляться – актёрский кружок, часто сочиняет небылицы – возможно, у него есть талант к журналистике или писательству.
Предоставить выбор действительно важно. На первый взгляд может показаться, что ребёнок не сможет самостоятельно определиться со своими интересами. Отчасти это так: дети зачастую неопределённые. Сегодня им нравится одно, а завтра – совсем другое. Верный вариант – выбор методом проб и ошибок. Стоит провести пробное занятие в нескольких кружках, а потом, когда впечатления несколько остынут, спросить, что понравилось больше.
Почему дети не хотят ничем заниматься?
С третьим типом всё сложнее. Нужно понять, почему ребёнок не хочет ничем заниматься. Два основных варианта – собственная лень и сильная нагрузка в школе.
В первом случае родителям нужно посмотреть на своё поведение: возможно, именно они и послужили примером, приходя с работы и проводя весь вечер лёжа перед телевизором. Дети часто копируют поведение родителей, и важно стать для них авторитетом, которому можно подражать.
Во втором случае следует понимать, что получение образования по-разному сказывается на детях: кому-то это даётся легче, чем другим. Младшеклассники могут не хотеть заниматься чем-то дополнительно, так как ещё не привыкли к школьному миру. В таком случае можно поднять вопрос допобразования немного позже: первоклашкам вообще не рекомендуется идти в кружки, пока они не освоятся в школе.
Важно понимать, хотя ребёнок – своего рода сосуд, который нужно наполнять знаниями, не следует переполнять его. В погоне за воспитанием идеального человека родители часто перегибают палку и создают неимоверные нагрузки на ребёнка, взваливая на него домашние задания, занятия в секциях, посещение дополнительных уроков иностранного языка.
В этом вопросе важно качество, а не количество, поэтому надо отказаться от навязчивого желания любой ценой впихнуть в своего ребенка как можно больше знаний. Стресс не сделает ничего хорошего с ребёнком.
Лучшие кружки и секции для подростков
Сегодня дети бывают подчас даже более занятыми, чем их родители. Всевозможные кружки и секции для подростков отнимают у ребят все свободное время. У многих даже нет возможности повидаться с друзьями. Конечно, хорошо, что дети занимаются полезным делом, развиваются физически и интеллектуально, но когда же тогда бегать по двору и играть в войну или дочки-матери. Обо всех плюсах и минусах дополнительного образования мы расскажем в этой статье
Спортивные секции
Самым большим спросом среди родителей пользуются различные кружки, которые направлены на физическое развитие ребенка. Взрослые редко хотят, чтобы их чадо выросло профессиональным спортсменом, но ведь именно благодаря спорту дети учатся выдержке и работе в команде. А также их мышцы развиваются, что благоприятно сказывается на здоровье. Какие кружки и секции для подростков существуют?
Вот несколько вариантов:
Плавание развивает все группы мышц. Помогает детям улучшить осанку, похудеть и исправить походку. А также тренировки в бассейне научат подростка плавать и правильно дышать.
Верховая езда поможет детям научиться заботиться о животных. Подростки смогут понять, как это – воспитывать лошадь, и, естественно, конный спорт сможет принести одаренным детям первые золотые медали.
Борьба сможет научить ребенка защищаться и отстаивать свою позицию. Ведь первым делом любой тренер должен заставить детей верить в себя и в свою победу, и только после этого можно переходить к отработке техники боя.
Теннис – отличное хобби для девочек. Результат схож с легкой атлетикой, только тренировки проходят увлекательней. Занимаясь теннисом, дети не только улучшают свою физическую форму, но еще и расширяют свою зону внимания.
Гимнастика – это самая первая секция практически каждого ребенка. Дети с 3 лет уже начинают активные тренировки. Профессиональная гимнастика – очень травматичный вид спорта, но вот на любительском уровне она помогает улучшить гибкость и научиться в совершенстве владеть своим телом.
Танцевальные кружки
Многие родители пытаются реализоваться через своих детей. Поэтому танцевальные кружки и секции для подростков пользуются таким спросом. Родители считают, что их ребенок просто обязан уметь танцевать вальс, танго или хотя бы достичь успеха в вождении хороводов. Благодаря таким нападкам со стороны старшего поколения многие дети просто ненавидят танцевать всю свою дальнейшую жизнь. Но волей-неволей посещать кружки им все же приходится. Так какие же разновидности танцевальных секций существуют? Это:
Народные танцы – сюда обычно записывают самых юных танцоров. Они с удовольствием водят хороводы и отплясывают чечетку. Главное преимущество этого вида танца: не всегда девочке нужен партнер.
Балет – это очень красивый, но и невероятно сложный вид танца. Ходить на занятия могут девочки любой комплекции, но на сцене будут выступать только самые способные мастерицы. Именно поэтому занятия балетом порождают много ссор и клеветы между танцовщицами.
Бальные танцы – это соединение классического балета с современной хореографией. Чтобы иметь возможность выступать на сцене, девочке нужно найти партнера, а это порой бывает сделать очень трудно.
Современные танцы – на такие занятия дети обычно ходят с удовольствием и по собственному желанию. Ведь, чтобы поразить одноклассников на дискотеке, навык таких танцев просто необходим.
Художественные кружки
Что лучше – записаться в художественную школу или же ходить в местный дом творчества? Это решает каждый родитель сам. Но кружки и секции для подростков художественной тематики всегда были популярны. Дети любят рисовать, у кого-то это получается лучше, у кого-то – хуже. Но тем ребенок и отличается от взрослого, что умеет получать удовольствие не от результата, а от самого процесса. Но художественное образование нужно не только талантливым детям. Ведь в юном возрасте закладывается еще и представление о прекрасном. Нужно заинтересовать ребенка искусством, он должен находить удовольствие в созерцании картин. Самостоятельно родители вряд ли смогут этого добиться, поэтому лучше возложить эту обязанность на плечи профессионалов, то есть учителей художественных школ.
Кружки актерского мастерства
Все дети любят корчить рожицы и дурачиться. Но не стоит за это ругать их. Лучше направить эту неуемную энергию в правильное русло. Для этого и были созданы детские кружки и секции актерского мастерства. Здесь детям предлагают не только играть в театральных постановках, но и преподают уроки пения, заставляют делать физические упражнения различной сложности, а в некоторых студиях даже практикуется самостоятельное изготовление костюмов. Детям нравится такой творческий процесс, где никто не ругается за отход от сценария и легкую импровизацию. В этом кружке дети учатся не бояться сцены, и, как следствие, у них не будет страха публичных выступлений.
А еще здесь можно приобрести навык управления своими эмоциями и своей мимикой. А также дети, работающие на сцене, лучше умеют слушать своих родителей и сверстников, потому что их учат с большим вниманием относиться к своим оппонентам.
Кружок по пению и игре на музыкальных инструментах
Навык игре на гитаре или фортепьяно обязательно пригодится во взрослой жизни. Именно поэтому детские кружки и секции, развивающие музыкальные способности, очень востребованы. Родители не пытаются сделать из ребенка второго Моцарта, они просто хотят, чтобы их чадо умело слышать ритм и развивало мелкую моторику посредством перебирания струн. Чтобы ребенок чувствовал свои занятия нужными, необходимо хотя бы периодически устраивать дома семейные концерты, где каждый из детей будет демонстрировать родителям свои таланты.
Кружки конструирования и моделирования
Все дети обладают любовью к собиранию домиков и пирамидок. Поэтому список кружков и секций для подростков, развивающих этот талант, очень большой. Есть занятия по макетированию из бумаги, на которых дети узнают, что бумага вполне может принимать различные формы. Для детей постарше есть курсы по моделированию сложных форм. Это могут быть самолетики, машинки, здания или целые парки. Здесь дети познают основы композиции и получают первые навыки в конструирования. Такой кружок будет полезен любознательным ребятам, которые хотят понять, как работает тот или иной механизм, а также сюда должны идти те дети, которые жить не могут без желания что-нибудь сломать. Когда видишь, как вещь создается, желание разрушать отпадает моментально.
Специалисты советуют не делить детей по группам, на нормальных и тех, что с дефектами. Все ребята уникальны, и ни один из них не должен чувствовать себя инвалидом. Кружки и секции для подростков в Москве помогают детям лучше социализироваться. Никто не будет смеяться над ребенком с плохим зрением в школе, если таких детей в классе будет больше 5. Та же ситуация и с кружками. Нет смысла водить свое чадо в какие-то специальные секции, чтобы к нему там было повышение внимание. Плохое зрение и слух, к сожалению, сейчас у многих детей. Конечно, эти недостатки нужно лечить, но никак не стоит акцентировать на них внимание. Кружки и секции для подростков с проблемами слуха и зрения могут быть разнообразны: плавание, борьба, теннис, рисование или актерское мастерство.Конечно, не стоит издеваться над ребенком и отдавать плохо видящую девочку вышивать бисером, а плохо слышащего мальчика – на кружок музыки. Родители должны адекватно оценивать способности своего ребенка
Польза дополнительного образования
Какие существуют кружки и секции для подростков, мы выяснили. Теперь нужно понять, какую пользу они приносят.
Дети учатся работать в коллективе. И это здорово, ведь в школе каждый ученик отвечает сам за себя, а в кружках часто проходят командные занятия. Таким образом, дети могут завязать дружеские отношения и понять, что получать удовольствие от помощи другим вполне возможно.
Умение достигать поставленных целей. Эта жизненная черта не дается с рождением, она формируется. Поэтому детей обязательно нужно отдать в спортивную секцию, пусть даже и ненадолго.
Творческое самовыражение возможно только через искусство. Но творить нужно по общепринятым законам и канонам. Чтобы получить первое творческое образование, обязательно нужно пойти в художественный кружок.
Умение ценить прекрасное – это тот навык, который вырабатывается посещением художественной или музыкальной школы.
Желание получать новые знания – одно из главных в нашей жизни. Школьнику будет намного проще учиться, если от своих занятий он будет получать удовольствие. Такой навык развивает кружок моделирования и конструирования.